Гравитационный анализ (Greenfield analysis или GFA) — метод проектирования цепочек поставок, обычно используемый на ранних этапах планирования. Гравитационный анализ помогает эффективно решить проблему размещения объектов цепи — определить оптимальное количество распределительных центров или производственных площадок и их местоположение. Гравитационный анализ может быть первым шагом в проектировании новой цепочки поставок. Для GFA не нужно придумывать возможные варианты расположения объектов, задача анализа — предложить эти варианты с нуля.
Гравитационный анализ предполагает высокий уровень абстракции, поэтому для него потребуется минимальное количество вводных данных:
Результатом гравитационного анализа является определение оптимальных мест для размещения производственных или складских объектов, при выборе которых стоимость всех входящих и исходящих перевозок сведена к минимуму. Эти оптимальные точки расположения объектов называются центрами гравитации.
Базовый гравитационный анализ не учитывает дороги, города, особенности географических зон и т.д. — он просто предлагает оптимальное математическое решение. Его расширенными вариантами являются гравитационный анализ с учетом реальных дорог и расширение существующей цепи поставок (Brownfield analysis или BFA).
Результаты гравитационного анализа могут быть использованы для дальнейшей оптимизации цепочки поставок — поиска оптимальных и наиболее реалистичных вариантов размещения объектов из нескольких предложенных.
Чтобы узнать, как гравитационный анализ в anyLogistix поможет найти оптимальные местоположения для объектов цепочки поставок, изучите книгу «Моделирование и оптимизация цепей поставок» (на англ. языке). К книге прилагаются примеры сценариев в Excel для практики построения моделей в anyLogistix. Скачайте бесплатную версию ПО anyLogistix и начните исследовать его возможности.
Гравитационный анализ с учётом реальных дорог — это расширенная версия базового эксперимента GFA. Он использует тот же набор данных и определяет оптимальное расположение для определенного количества распределительных центров. Ключевое отличие от GFA состоит в том, что в этом эксперименте учитываются реальные дороги и население городов. Таким образом, если транспортная сеть и инфраструктура в вашем регионе развиты неравномерно, то гравитационный анализ с учётом реальных дорог позволит получить более реалистичные и географически точные результаты. Если местность ровная и равномерно покрыта дорогами, обычный GFA даст более математически точные результаты.
Чтобы лучше разобраться в гравитационном анализе с учётом реальных дорог в anyLogistix, вы можете посмотреть обучающее видео ниже (на англ. языке).
Пример гравитационного анализа
В то время как GFA используется для поиска оптимальных мест размещения предварительно заданного количества новых производственных объектов или складов, под Brownfield analysis подразумевается внесение изменений в существующую цепочку.
BFA может быть очень полезен, когда у вас уже есть функционирующая цепочка поставок, но вам необходимо её реструктурировать. Например, такая необходимость может возникнуть в связи с появлением новых клиентов в удаленных местах, слияния или поглощения.
В anyLogistix BFA проводится с помощью GFA эксперимента, различаются только входные данные. Поскольку в случае BFA цепочка поставок уже существует, входные данные будут содержать информацию об уже существующих элементых цепи. Вам нужно будет определить:
BFA позволит определить количество дополнительных объектов, их местоположение и спрос. BFA также подскажет, как легко интегрировать новые объекты в существующую структуру цепи поставок, быстро и эффективно провести реструктуризацию.
Подводя итоги, можно сказать, что GFA и BFA — чрезвычайно полезные инструменты для базового анализа структуры цепочки поставок и её последующей оптимизации. Проводя эти эксперименты в anyLogistix, вы можете:
Ищете способы создать оптимальную цепочку поставок? Начните строить свою модель с помощью ПО anyLogistix.
попробовать anylogistix